История • 27 Марта, 2017

Любимец народа Мустафа

1197 раз показано

Переживая нелегкие времена на чужбине, Мустафа Шокай беспрестанно размышлял о судьбе родной земли, не прекращал борьбу за освобождение Туркестана. В далеком тесном Париже он вспоминал свое босоногое детство, когда беззаботно бродил по бескрайним зеленым лугам, слушал пение птиц, купался в Сырдарье. Разве мог он тогда подумать, какая судьба ждет его в будущем? И вот теперь постоянно одолевают тяжелые думы.

Мустафа Шокай был одной из ярких звезд в истории страны. К сожалению, нам до сих не удается должным образом донести его образ и заслуги, растиражировать их всеми доступными способами. Видимо, отныне это долг нового поколения, задача на будущее.

Мне бы хотелось остановиться на трех главных качествах Мустафы Шокая.

Во-первых, это его мудрость. Так, в 1916-1917 годах, когда граждане стран, находившихся под властью российского царя, боролись за свободу своих народов, Мустафа был убежден, что поодиночке наши страны не смогут добиться успеха. Поэтому, считал он, казахи, кыргызы, туркмены, татары, то есть мусульманские народы, должны бороться за единый Туркестан. И предпринимал активные усилия на этом пути. В декабре 1917 года он принял участие и выступил со словами поздравления на Всеказахском съезде в Оренбурге, где была провозглашена Казахская автономия и избрано правительство. Но в Оренбурге не стал задерживаться, поскольку все его помыслы были направлены на создание Туркестанской автономии.

Однако большевики, образовавшие новое советское правительство, пресекли на корню деятельность Туркестанской автономии, а позже и правительства Алаш. Тем не менее деятельность Мустафы доставила много неприятностей советскому правительству. Ряд деятелей страны были обвинены в панисламизме и пантюркизме и подвергнуты наказаниям. Но это ничуть не умаляло актуальность и важность данного движения, поэтому Мустафа продолжил активную деятельность за рубежом. В Париже он выпускал журнал «Яш Туркестан», развивал и распространял на весь мир свою идею. Надо сказать, она заняла заметное место в истории и до сих пор не утеряла своей значимости.
Во вторых, Мустафа был дальновиден и настойчив в своих действиях. Не отказавшись от идеи единого Туркестана, он вынужден был эмигрировать. Для постоянного места жительства выбрал Париж. Даже безденежье не смогло заставить его прекратить деятельность, направленную на освобождение родной страны.

Однажды его супруга Мария расстроенно сказала: «У нас остался всего один доллар, что будем делать?» На это Мустафа ответил: «Приготовь на этот доллар борщ, позови одного-двоих живущих здесь россиян». Она так и сделала. Два человека, пришедшие поесть, уходя, оставили по одному доллару. Да и оставшегося борща хватило на то, чтобы поесть самим. Наутро Мария приготовила борщ уже на два доллара. Постепенно дом, где они остановились, становился похожим на кафе. Вот так семья Мустафы начала зарабатывать средства на жизнь. К тому же Мустафа, и днём и ночью писавший статьи, начал получать гонорар от изданий, в которых публиковался. Таким образом, находясь в стране, где один человек не даст другому ни копейки просто так, он сумел накопить деньги и начал выпускать журнал «Яш Туркестан».
В 1925 году Мустафа Шокай пригласил в ресторан прибывших из СССР на международную выставку в Париж Амре Кашаубаева, Тамару Ханум и других представителей искусства, оказал им всяческие почести, смотрел их выступления и духовно общался. Это тоже было необходимостью. В то время, когда эмигрировавшие из России генералы и адмиралы царского правительства влачили жалкое существование, Мустафа продолжал жить насыщенной духовной жизнью, не изменяя своим идеалам и широко распространяя их. Он не потерялся в новой суровой действительности, даже здесь продолжал идти собственной дорогой.
В-третьих, Мустафа был отчаянным и самоотверженным человеком. Он практически в одиночку, без какой-либо поддержки, вел борьбу за освобождение народов Центральной Азии. Если проводить историческую параллель, то, к примеру, А.Герцен, живший в Лондоне, не испытывал нужды, потому что был выходцем из богатой семьи и пользовался поддержкой из России. Он боролся против крепостного права, причем у него была единая цель с императором Николаем I, и вошёл в историю как революционер-демократ. Мустафу же, который испытывал лишения и один пошел против целой системы, почему-то никто не называет революционером-демократом.
Ещё один пример для сравнения – Л.Троцкий. Проживая в Мексике, он фактически боролся только против одного человека. Троцкий выступал не против советской системы, а дрался за власть. Он писал: «Революцию придумывают гении, совершают фанатики, результатами пользуются проходимцы». Мустафа же, в отличие от Троцкого, боролся не против одного человека и не за власть, а против мощной системы и напоминал льва, который бросается на луну.
Когда фашистская Германия оккупировала Париж, Мустафу вначале посадили в тюрьму, а затем отправили в Берлин. Готовившийся к войне против СССР Гитлер хотел использовать его в своих целях. Однако, даже находясь в самом гнезде ядовитой змеи, Мустафа не стал служить Гитлеру, не поддержал его политику, а принялся пропагандировать собственную идею. Причем она напрямую противоречила гитлеровскому плану «Барбаросса». Поэтому Мустафа оказался не нужен немецким фашистам, и в декабре 1941 года его убили, отравив.

Мустафа выстоял в самые трудные периоды своей жизни, шел до самого конца, не изменяя своим идеалам. Это проявление высочайшего гражданского мужества, настоящий героизм.
После поражения фашистской Германии в войне архив Мустафы Шокая тщательно изучался исследователями Англии, Франции, США, Советского Союза. И если бы нашелся хотя бы один документ, порочащий его, то это немедленно стало бы достоянием общественности и получило самую жесткую оценку. Однако таких фактов не обнаружили. И объявили, что Мустафа был деятелем, боровшимся и с фашизмом, и с советской системой. Так что именно западные исследователи поддержали Мустафу и прославили его на весь мир.
Мустафа Шокай, наконец-то, возвратился к нам, если не он сам, то его дух, его мысли, его идеи. Добро пожаловать, Мустафа.

 

Досмухамед КИШИБЕКОВ,

академик НАН РК

Последние новости

«Қызыл» аймақта бірде-бір өңір қалған жоқ

Коронавирус • 13 Декабря, 2021

Спорт будет доступен для всех!

Регионы • 12 Августа, 2021

Зоопарку Шымкента – 41 год!

Регионы • 26 Июня, 2021

Героиня нашего времени

Интервью • 16 Июня, 2021

Похожие новости