Знаменитый французский писатель Виктор Гюго в свое время постоянно посещал театр. И если половина зрителей приходили на спектакли, то все остальные – для того, чтобы увидеть Гюго. Подобное явление получило широкое распространение и в казахской театральной культуре середины ХХ века.

Такие признанные мастера драматургии, как Мухтар Ауэзов, Габит Мусрепов, Сабит Муканов, Габиден Мустафин, Абдильда Тажибаев, Сакен Жунисов, Альжаппар Абишев, занимали почетные места в театре на всех премьерах.
Вот только один пример. Весь период, начиная с того момента, как трагедия «Абай» прошла отбор и вплоть до самого ее выхода на большую сцену в постановке Аскара Токпанова в 1940 году, Мухтар Ауэзов принимал самое непосредственное участие в творческом процессе, вникая в каждую деталь и штрих. И это принесло свои плоды. «Абай» стал поистине выдающимся событием, главной темой новостей и оживленных дискуссий. Огромный интерес к нему проявили многочисленные зрители, устремившиеся в театр.
Позднее эту традицию продолжил известный театральный критик Аширбек Сыгай. Когда он в сопровождении своей супруги размашистой походкой входил в зрительный зал, волна оживления пробегала по театру. Посещение им театра уже само по себе имело большой воспитательный эффект.
И сегодня, бывая на премьерах в театрах Астаны и Алматы, не говоря уже о других городах нашей страны, я всякий раз с надеждой окидываю взором зрительный зал, пытаясь уловить отголоски былого аристократизма. Однако застать здесь представителей творческой интеллигенции удается редко. Даже если отправить им специальное приглашение, мало кто из них ощутит ту самую волну.
…Как-то на проходившем в нашей стране фестивале разговорились с одним уважаемым критиком. Случайность это или нет, но на фестивальной сцене ставились сплошь пьесы современных профессиональных драматургов. Меня удивило то, что, по всей видимости, наши драматурги, мастера пера не смотрели постановки своих коллег. Каждый из них приходил на спектакль, поставленный на основе его пьесы, а затем удалялся. Много таких писателей, равнодушных к остальным постановкам и авторам, как будто это никоим образом не касается их собственного творчества. Духовно-творческие связи между театром и интеллигенцией сошли почти на нет. Исключение составляют, пожалуй, только те случаи, когда такой зритель приходит на постановку своего друга, хорошего знакомого, желая порадовать своим присутствием. В остальное же время он пассивен. К сожалению, именно бездушие главенствует в отношениях между театром, автором и зрителем.
«А ты знаешь, сколько в год появляется на свет драматургических произведений? Однако среди них мало ярких, несущих в себе новизну, - сказал мне тогда мой собеседник-критик. – И тогда со словами «драматургия не пишется» мы проливаем море слез. Причина – в зацикленности на собственной персоне. У нынешних писателей в значительной мере преобладает эго. Они не желают ни видеть, ни признавать достоинства других. Им ни до кого нет дела. Никакого желания просто прийти в театр, насладиться спектаклем, выяснить, что же интересует сегодняшнего зрителя, чем он живет. И откуда же после этого взяться злободневному, актуальному произведению? Поэтому невольно приходится обращаться к Шекспиру и Мольеру. Вот здесь и кроются причины нынешнего состояния драматургии». Что ж, вполне возможно!
Если бы я была занята в сфере, далекой от театра, возможно, привела бы целый перечень противоположных доводов. Но, поскольку мне довелось самой сталкиваться с такими обстоятельствами, я поняла обеспокоенность старшего товарища. Потому что для этого есть повод.
Я хочу видеть в театре интеллигенцию казахского общества. Пришедшую беспричинно, безо всякого приглашения и занявшую почетные места в зрительном зале, где можно было бы с ними встретиться. Желаю, чтобы не прерывалась традиция, заложенная некогда Виктором Гюго, а в недавнем прошлом великими Мухтаром Ауэзовым и Габитом Мусреповым. Это придало бы огромную притягательность творческой атмосфере театра. И зрители приходили бы не абы как, а духовно воспитывая, подтягивая себя, внутренне подготовленные. Тогда бы мы все не просто так ходили на спектакли, а способствовали созданию той особой творческой атмосферы, того таинства, без которых невозможно рождение будущих театральных легенд и преданий. «Театр – ключ к воспитанию», говорим мы, а значит, сообща, вместе с вами должны выстраивать это воспитание.
Как будет замечательно, если станут множиться ряды зрителей, которые с огромным удовольствием приходят в театр и выходят оттуда с преображенным внутренним миром, просветленными, неравнодушными.
Назерке
ЖУМАБАЙ,
магистр искусствоведческих наук
Международный фестиваль «Астана кештерi» подарил публике мировую премьеру
Искусство • 31 Мая, 2022
От интеграции к прорыву в науке
Наука • 16 Марта, 2022
«Қызыл» аймақта бірде-бір өңір қалған жоқ
Коронавирус • 13 Декабря, 2021
Оцифрована база данных политических персон и бизнес-элиты Казахстана
Общество • 30 Ноября, 2021
В Шымкенте прошло торжественное мероприятие, посвященное Дню Первого Президента
Регионы • 29 Ноября, 2021
Вакцину «Pfizer» в Шымкенте привили 173 человека
Регионы • 17 Ноября, 2021
Дочь главного врача Шымкента получила вакцину
Регионы • 17 Ноября, 2021
Автоматизацию производственных процессов в Шымкенте поставили в пример другим регионам
Правительство • 16 Ноября, 2021
Магистральный водопровод «Комешбулак» важный проект городского хозяйства
Регионы • 30 Октября, 2021
М.Айтенов: В Шымкенте будет построена 101 школа
Регионы • 28 Октября, 2021
Мурат Айтенов поздравил ветеранов с днем пожилых людей
Регионы • 01 Октября, 2021
В рамках развития массового спорта в Шымкенте откроют 115 спортивных площадок
Спорт • 21 Августа, 2021
Спорт будет доступен для всех!
Регионы • 12 Августа, 2021
МФЦА – продукт эволюции конституционного права
Правительство • 29 Июня, 2021
Регионы • 26 Июня, 2021
По вакцинации Шымкент занимает лидирующие позиции
Коронавирус • 24 Июня, 2021
Интервью • 16 Июня, 2021
Южно-Казахстанский университет им.М.Ауэзова в рейтинге QS 2021
Образование • 09 Июня, 2021
Казахстанская теннисистка победила Серену Уильямс на «Ролан Гаррос»
Теннис • 07 Июня, 2021
В Израиле началась вакцинация подростков
Мир • 07 Июня, 2021
Ситуация по коронавирусу в Казахстане на 7 июня
Коронавирус • 07 Июня, 2021
Президент принял председателя Национального банка
Президент • 03 Июня, 2021
Глава государства встретился с президентом Армении
Президент • 03 Июня, 2021
Глава государства принял Премьер-министра Узбекистана Абдуллу Арипова
Президент • 02 Июня, 2021
Почему мужчина стал 2026-летней женщиной в Ashyq?
Программы • 02 Июня, 2021
Аскар Шакиров встретился с представителем Управления Верховного комиссара ООН по правам человека
Правительство • 02 Июня, 2021
Карагандинец погиб при взрыве газа в квартире
Событие • 02 Июня, 2021
Ситуация по коронавирусу в Казахстане на 2 июня
Коронавирус • 02 Июня, 2021
В 2020 году открыто восемь реабилитационных центров с охватом 5 тысяч детей
Общество • 01 Июня, 2021
Президент принял Председателя Конституционного Совета
Президент • 01 Июня, 2021
Аким Шымкента встретился с отличниками учебы
Регионы • 01 Июня, 2021
Президент наградил погибшего в Чарынском каньоне учителя медалью «Ерлігі үшін»
Президент • 01 Июня, 2021
Компания Илона Маска строит первые плавучие космодромы на базе нефтяных вышек
Мир • 01 Июня, 2021
Премьер-Министр поручил развивать школьную медицину
Правительство • 01 Июня, 2021
В Казахстане создадут дорожную карту по обеспечению безопасности детей
Правительство • 01 Июня, 2021
С начала года общественный транспорт Шымкента пополнился новыми автобусами
Регионы • 01 Июня, 2021
Санитарно-эпидемиологическая ситуация улучшается – А.Мамин
Правительство • 01 Июня, 2021
Президент: Наша стратегическая задача – обеспечить юному поколению казахстанцев счастливое детство
Президент • 01 Июня, 2021
Заболеваемость коронавирусом в Казахстане продолжает снижаться – А.Цой
Коронавирус • 01 Июня, 2021
Ситуация по коронавирусу в Казахстане на 1 июня
Коронавирус • 01 Июня, 2021
Похожие новости